Иностранные футболисты - явление во втором эшелоне молдавского футбола довольно редкое. Среди тренеров легионеров и того меньше. Из 17 оставшихся в чемпионате клубов Дивизии А только два возглавляют иностранные специалисты. Первая команда это - дубль «Шерифа», с которым уже долгое время работает белорусский наставник Виталий Рашкевич. Вторая - дебютант нынешнего розыгрыша соревнований белыцкая «Локомотива». Наставником и покровителем этого клуба является итальянец Массимо Баллестриери. Если же говорить о футбольных инвесторах Дивизии А, то в их числе есть турки («Бешикташ»), англичане («Эйкомена») и, разумеется, уже упомянутый итальянец. Ведь помимо того, что сеньор Баллестриери тренирует «железнодорожников», он является и главным спонсором этого коллектива.
Как человек из столь отдаленной от нас страны оказался в Молдове, связав свою жизнь с отечественной футбольной командой? Об этом Массимо Баллестриери поведал в интервью корреспонденту «М-С». Изюминку нашей беседе придавал тот факт, что за 8 лет проживания в Молдове уроженец Аппенин овладел русским и молдавским языками примерно в одинаковой степени. И на вопрос: «На каком языке вам легче общаться?» наставник «Локо» ответил так:
- Мне все равно. Хотя лучше говорить на двух языках одновременно, если вы не против.
В результате, автору этого интервью довелось пообщаться с интеллигентным человеком, умудрявшимся вполне логично соединять слова из двух разных языков, образуя в итоге некое новое наречие, которое лучшего всего назвать языком футбола.
- Давайте начнем с самого начала, а именно - с Дивизии В. Почему после стольких лет выступлений в этом дивизионе вы все же решились на повышение в классе?
- Мы очень долгое время играли в этой лиге. Но ее уровень, увы, невысок, к тому же не всегда команды, которые занимали в ней первые места, выходили в Дивизию А, предпочитая оставаться в прежней лиге. Так что мы могли, в принципе, и раньше выйти во вторую лигу молдавского футбола, заняв, к примеру, и 4-е место. Но я не был сторонником этого шага, поскольку понимал, что это преждевременно. Да и не хотелось быть в Дивизии А мальчиками для битья, а потом «вылететь» обратно. Это просто не имело бы смысла.
Но в прошлом сезоне у нас собралась неплохая команда, ребята сумели в честной борьбе и по спортивному принципу занять в Дивизии В первое место, что автоматически позволило нам подняться этажом выше. Тогда я уже реально ощущал, что мы на голову сильнее практически всех команд третьего дивизиона и расти здесь уже не можем. Я понял, что нам пора идти на повышение.
- Довольны ли вы тем, как команда дебютировала в Дивизии А?
- Вполне. Я прекрасно понимаю, что нам, как дебютанту турнира для начала необходимо закрепиться в новом дивизионе, уровень которого гораздо выше предыдущего. Из тех матчей, что мы сыграли, были и хорошие, когда мы одерживали красивые победы, и не очень, когда мы терпели болезненные поражения.
Но, думаю, мы не затеряемся в Дивизии А. Пока, правда, наша цель - занять по итогам чемпионата место в середине турнирной таблицы,
- Можете выделить какую-то команду из тех, которые вы уже видели в Дивизии А?
- Мне очень понравился «Рапид-2», и очень жаль, что этот клуб перестал существовать.
- Кого считаете главным претендентом на повышение в классе?
- Очевидно, что это «Бешикташ», Судите сами - у них полноценные тренировки, хорошая финансовая база. Мы играли с ними на равных около часа, но затем сказалась разница в физической подготовке. Ведь мы тренируемся как любительская команда.
- Но почему бы и вам не задуматься о более высоком месте? Ведь некоторое время вы даже шли вровень с командами, которые претендуют сейчас на второе место, дающее право сыграть в переходном матче за место в НД?
- До элиты нам ещё далеко. Во-первых, у нас нет соответствующих условий, во-вторых, не совсем позволяют финансовые возможности, А, в-третьих, в нашей команде очень много ветеранов, которые тренируются только по вечерам, поскольку заняты на основных работах. Мы полулюбительская команда со всеми вытекающими от сюда последствиями.
- Что же нужно сделать для того, чтобы «Локомотива» смогла выйти на профессиональный уровень?
- Главная проблема - финансы. Если получится ее решить, мы сможем претендовать на выход в НД. В Бельцах много молодых талантов, немало их выступает сейчас за другие клубы, и если мы сможем объединить опытных возрастных футболистов и талантливую молодежь, в будущем команда будет весьма конкурентоспособна.
- Как скоро это может произойти?
- Довольно сложный вопрос. И я, и президент клуба господин Купцов, конечно, хотим, чтобы команда была как можно сильнее, но пока единственным спонсором клуба является наша фабрика.
Нам нужны дополнительные источники финансирования. Я не знаю, сможем ли мы привлечь каких-то новых инвесторов. Предприниматели и бизнесмены не спешат просто так расставаться со своими деньгами.
- Может быть, в отличие от вас, они просто не понимают перспектив такого рода деятельности?
- О чём вы говорите?! Я прекрасно понимаю, что вряд ли смогу вернуть вложенные деньги.
- Но ведь в будущем из футбольного клуба можно извлекать хорошую прибыль, скажем, занимаясь продажей игроков?
- Можно, но нужны нормальные условия, чтобы их «выращивать», а это опять-таки упирается в финансы. Так что мы, по сути, возвращаемся к одному из наших предыдущих вопросов.
- Зачем же вы занимаетесь этим делом, вкладывая средства?
- Я делаю это просто из любви к футболу. Я с самого детства влюблен в эту игру, поэтому для меня огромное удовольствие жить футбольной жизнью вместе с командой.
- Почему выбор пал на «Локомотиву»?
- Эта команда с большими традициями и историей, поэтому я долго и не задумывался по поводу того, с кем начинать сотрудничество. Когда я пришел в клуб, он был на пороге распада из-за финансового кризиса. Но команда не заслуживала подобной участи.
- Расскажите немного о себе.
- Я родился в Парме. Там я и пристрастился к «спорту номер один». Моя жизнь ничем не отличалась от жизни моих сверстников. В детстве гонял на улице мяч, потом окончил школу, университет. По профессии я технолог. Долгое время работал на фабрике по пошиву одежды. Затем наш хозяин приобрёл фабрику в Бельцах, и я был направлен сюда для развития нашего нового филиала.
- Как пришло решение заняться футбольным клубом?
- Я давно живу в вашей стране, около 8 лет. За это время я успел полностью здесь освоиться, выучил румынский и русский, привык к бытовым особенностям, а футбольная деятельность наступила по мере ознакомления с Бельцами и его футбольным хозяйством.
- Выходит, вы сделали для города сразу два благих дела: помимо возрождения команды «Локомотива», предоставили рабочие места на фабрике для местного населения?
- Да. У нас в Молдове довольно крупное производство. Работают порядка 600 человек. Мы изготовляем спортивную экипировку для многих европейских команд, а также для их фан-клубов, болельщиков, и даже для детских команд.
- Наверное, в Серии А болеете за родную «Парму»?
- Нет, не угадали. Я - фанат «Ювентуса».
- Как думаете, в какой итальянской лиге играла бы «Локомотива»?
- Думаю, мы бы выступали где-то в 5-м дивизионе. (Улыбается.)